Четвёртого ноября наша страна в очередной раз отмечала относительно новый праздник, введённый в постсоветское время, – День народного единства. Разработчики этого празднования, с одной стороны, хотели чем-то заменить советский праздник, посвящённый Великой Октябрьской революции, а с другой стороны, связать его с героическими страницами нашей истории, когда народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Следует отметить, что они выбрали для этого праздника не очень продуманную дату. Дело в том, что именно в этот день ничего особенного не происходило.

Рассмотрим же события Смуты несколько подробнее. Смута – это первая в истории России гражданская война, осложнённая сначала скрытой, а потом и открытой интервенцией со стороны польско-литовского государства и Швеции. Небывалый социальный катаклизм был порождён системным кризисом, поразившим в конце XVI – начале XVII века все сферы жизни русского общества и государства. Осенью 1609 года началась открытая интервенция Речи Посполитой. Поводом для неё Сигизмунд III (1566-1632) посчитал русско-шведский договор. Этот договор был заключён для борьбы с Лжедмитрием II. На самом же деле Сигизмунд спешил воспользоваться слабостью России, чтобы захватить её и насильственно окатоличить, как он об этом клятвенно обещал Римской курии. В ночь на 21 сентября 1610 года в Москву под ложным предлогом защиты от Тушинского вора (он давно уже вернулся в Калугу) вошли польские войска. Управление страной и Москвой оказалось в руках командования гарнизона захватчиков и предателей из числа русских. Ответом на это послужило мартовское 1611 года восстание москвичей и создание Первого ополчения. В августе 1611 года на помощь Первому ополчению подошли войска Второго (земского) ополчения Минина и Пожарского. На помощь осаждённым интервентам с провиантом и боеприпасами двигался гетман Ходкевич. В двухдневном бою в предместьях Москвы гетману был нанесён большой урон, и он вынужден был отступить от столицы. Интервенты не получили столь долго ожидаемой помощи. 22 октября 1612 года (по старому стилю) ополченцы штурмом взяли Китай-город. А вот 25 октября (4 ноября по новому стилю, день который мы теперь празднуем) ничего особенного не происходило. На следующий день, 26 октября (5 ноября по новому стилю) командование интервентов подписало капитуляцию, выпустив из Кремля московских бояр и знатных лиц. На следующий день (6 ноября по новому стилю) один из полков гарнизона вышел в лагерь князя Трубецкого, а другой – в лагерь Пожарского. В конце февраля 1613 года новым царём был избран Михаил Романов, но на этом Смута отнюдь не закончилась.

В 1612-1614 годах юг и юго-восток страны охватило движение Ивана Заруцкого. В 1614-1615-м годах в центральных уездах воевали казаки под водительством Михаила Баловня, которые едва не захватили Кремль. В 1618 году казачье войско даже создало особую территорию в центре страны. В 1618-м году королевич Владислав пошёл на Москву и осенью осадил её. Только в декабре 1618-го года было подписано Деулинское перемирие. Его условия были очень тяжёлыми для русских: Россия отдавала полякам ряд земель и около 30 городов, а Владислав вовсе не отказывался от претензий на московский престол. Такова была цена за долгую «войну всех против всех».

Не совсем точно соответствует эта дата и событиям, связанным с празднованием иконы Казанской Божией Матери. В городе Казани 8 июля 1579 года девочке Матрёне явилась икона Казанской Божией Матери. В 1611 году с неё был сделан список. В конце июля 1611 года этот список был принесён под Москву в Первое ополчение протопопом из Казани. В феврале 1612 года протопоп со списком иконы был отпущен из-под Москвы и прибыл в Ярославль. Весной 1612 года в Ярославле со старого списка иконы был сделан новый список и отправлен с протопопом в Казань. Июль-октябрь 1612 года, признанная чудотворной Казанская икона (список) Божией Матери сопровождает Второе ополчение в походе и в дни осады Москвы. Ноябрь-декабрь 1612 года икона установлена в храме Введения Богородицы на Сретенке в Москве, в приходской церкви князя Д.М. Пожарского. С 22 октября (1 ноября по новому стилю) 1612 года начало местного почитания иконы в этом храме. Июль 1619 года – официально зафиксировано празднование «ополченской иконы». 23 октября (2 ноября по новому стилю) 1620 года впервые «ополченская» икона именуется чудотворной. В сентябре 1636 года бывшая «ополченская» икона получила персональный каменный собор в Китай-городе. Побудительные мотивы понятны. В августе 1632 года началась война с Речью Посполитой. Казанская Одигитрия, т.е. Путеводительница, должна была «привести» русские войска к победе, к возвращению отторгнутых земель. Увы: в октябре 1633 года умер патриарх Филарет. Плохо подготовленная война закончилась полным поражением в 1634 году. Но на почитании Казанской иконы Богоматери это никак не отразилось. Её почитание ещё более утвердилось с рождением у царя Алексея Михайловича в ночь на 22 октября 1648 года первенца, царевича Дмитрия. Это важнейшее для династии событие было воспринято как знак особого покровительства царицы Небесной царской семье, явленного через Казанский её образ.

Окружной грамотой от 29 сентября 1649 года устанавливалось повсеместное празднование Казанской иконы Богоматери 8 июля и 22 октября: «во всех городех, по вся годы». При этом упоминались два события: «очищение» Московского государства от поляков и рождение наследника. Так установилось общегосударственное празднование «Осенней Казанской» 22 октября (1 ноября по новому стилю), так оформилась связь этого праздника с памятью об освобождении столицы и всей страны от интервентов. Так Казанская икона стала семейной защитницей династии Романовых. Даже ранняя смерть царевича Дмитрия, который не прожил и двух лет, ничего не изменила: почитание иконы только укреплялось и ширилось.

Андрей Смирнов,
кандидат философских наук, член-корреспондент
Академии геополитических проблем

Ставьте “5”, если вам понравился материал! Благодарим за регистрацию в нашем блоге! Пишите нам, оставляйте комментарии!

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Войти с помощью: