Общение с представителями малого и среднего предпринимательства показывает, что для них наступили тяжёлые времена.

И это не просто субъективные ощущения собеседников, а  объективное положение дел. Поэтому ряд фирм закрывается, а люди, трудившиеся в них, теряют работу. Подобная картина наблюдается по всей стране. Как отмечает известный российский учёный и государственный деятель С.Ю. Глазьев, следствием проводимой государством макроэкономической политики стало увеличение числа граждан, живущих за чертой бедности, а также вымывание среднего класса, доля которого вскоре может снизиться вдвое ниже порог социальной устойчивости, оцениваемого социологами в 30%.

Он констатирует, что деградация российской экономики неизбежно снижает её возможности генерировать прибыли. Около половины предприятий хронически убыточны и проедают остатки основного капитала. Падение цен на нефть резко снизило объёмы природной ренты. В этих условиях властвующая элита придумала новые способы извлечения сверхприбылей, главным из которых стали валютно-финансовые спекуляции с манипулированием курса рубля.

В отличие от предыдущих этапов извлечения сверхприбылей за счёт присвоения государственного имущества и природной ренты, занижения оплаты труда и амортизации основных фондов, которые предполагали сохранение механизмов воспроизводства экономики, спекулятивные сверхприбыли образуются за счёт разрушения этих механизмов. Экономика теряет управляемость и падает в штопор самораспада. А властвующая элита этого не замечает. Если эту тенденцию не остановить, то мы обречены на поражение с летальными последствиями для отечественного предпринимательства и всего Русского мира.

Конечно, на словах чиновники всех рангов клянутся, что для развития малого и среднего бизнеса они прилагают все усилия, но в реальности картинка не столь благостна. В своё время власти планировали к 2015 году довести роль малого бизнеса в ВВП страны до 50%, но всё это оказалось благими намерениями. В то время как в развитых странах малый бизнес – драйвер экономического развития, в России этот сектор уже давно находится на грани выживания. И если с 2010 по 2014 годы многие предприниматели начали чувствовать себя увереннее, то события 2015 года разрушили хрупкую конструкцию. По сути, сегмент полноценно жил в экономике страны совсем недолго – словно мотылёк, залетевший на свет, которого этот же свет и спалил.

Налогообложение в России устроено таким образом, что наибольшая тяжесть ложится на фонд заработной платы и на прибыль. Поэтому у бизнеса мало интереса создавать новые рабочие места и увеличивать средний класс. В среднем российский предприниматель платит на 22% налогов больше, чем его коллега из стран БРИКС – Индии, Бразилии или Китая. Успех того же Китая во многом объясняется тем, что там бизнесу давали встать на ноги, вообще не взимая налоги первые три года.

На одном из заседаний Госсовета по малому и среднему бизнесу прозвучало: в России выпускается примерно 20 отрицательно влияющих на деловой климат бюрократических актов каждый день. По данным Минэкономразвития, издержки отечественного бизнеса от соблюдения бюрократических процедур составляют 789 млрд рублей ежегодно. Вся наша система заточена под развитие крупного бизнеса: с него проще брать налоги, его проще отслеживать, с ним же легче договариваться.

Напротив, в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий, а их доля в ВВП составляет – от 40 до 60%. Например, до недавнего времени в Греции пожелавшему открыть небольшой бизнес в туристической зоне государство выделяло подъёмные в 100-200 тысяч евро. Во Франции, Италии, Австрии самозанятые вообще не облагаются социальными налогами, хотя это компенсируется прогрессивным подоходным налогом на богатых, достигающим 45%.

В России к предпринимателю с проверкой могут прийти более 100 контролирующих структур, многие из которых дублируют функции друг друга. Большинство проверок временно блокируют деятельность фирмы. Количество и жёсткость проверок растёт, несмотря на все отчёты чиновников, что они облегчают жизнь бизнесу.

Когда-то в Санкт-Петербурге за порядком следили пожарные, энергетики да санэпидемстанции, а сегодня приходят даже из «Комитета по взаимодействию с СМИ». В их ведение отдана наружная реклама, что позволяет проверяющим (по одному из десятков критериев) «докопаться» до любой вывески. Комитет по имущественным отношениям объединил своих бойцов в некий «Центр повышения эффективности», в результате чего простое согласование об открытии летнего кафе может длиться долгие месяцы. Если на кафе три вывески установлены с несущественными нарушениями, то предприниматель огребает штраф в размере от 30 тысяч до 1 миллиона рублей в зависимости от настроения ревизора. Один из владельцев кафе поведал, что у него в заведении проверяющие докопались до отсутствия двух сотен мешков с песком. Соответствующее постановление издал в 1942 году товарищ Жданов, и оно до сих пор никем не отменено.

В Петрозаводске в разгар очередной эпидемии «свиного гриппа» от всех стоматологов города потребовали лечить зубы в противочумных скафандрах. Каждый из полусотни кабинетов и клиник обязали приобрести по два скафандра ценой в 60-70 тысяч рублей. Решить вопрос с проверяющими можно было за 20 тысяч. Иногда проверяющие не скрывают поставленной начальством задачи: закрыть фирму «по-любому». За это даже платят премии. На профессиональном сленге это называется «сокращением налоговой базы». Зачем чиновнику убивать малый бизнес, который платит налоги, подати, взносы? Чтобы меньше возиться с регистрацией и контролем. Тем более что освободившуюся точку возьмёт «крупняк» из «своих». И работать с одним юрлицом куда проще, чем с десятью. Везде быстрыми темпами растёт аренда, тарифы на свет, газ, воду и страховые взносы. Торговые сборы можно считать формами грабежа малого бизнеса. Если у предпринимателя в кризис нет прибыли, то он всё равно должен платить сборы, исходя из количества занимаемой площади или находящихся на ней людей. Как отмечают аналитики, этот чиновничий произвол в провинции – следствие многолетней политики центра, когда регионы отдавались в кормление в обмен на лояльность: порядок, «правильные выборы» и т.д. Главное негласное условие такого кормления – право наместника доить всех, за исключением «своих».

Ближайшее будущее тоже не рисует региональному предпринимательству каких-либо счастливых чудес. Как отмечают эксперты, внесённые вместе с бюджетом в Госдуму минфиновские «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», не сулят российскому предпринимательству светлых перспектив. Из этих документов следует, что правительство будет повышать налоги, сборы, акцизы и прочие поборы. Причём, как всегда, будут щемить малый бизнес, подняв единый налог на вменённый доход (ЕНВД) почти на 5% и увеличив плату на патент и торговый сбор.

Возникает традиционный российский вопрос: «Что делать?» Ответ может быть только один: «В условиях крайне неблагоприятной внешней среды необходимо переходить к повышению внутренней эффективности предпринимательского цикла»! Как пишут специалисты по «воронкам продаж», эффективный, грамотно упакованный бизнес – это система, которая работает как часы, привлекает целевых клиентов и опережает конкурентов в своей нише. Создание такой системы включает в себя три этапа:

1) анализ рынка и конкурентов,

2) проработка целевой аудитории,

3) разработка бренд-платформы.

Цель анализа рынка и конкурентов – это разобраться в том, кто из конкурентов может существенно повлиять на ваши продажи, проанализировать их сайты, маркетинг, понять, каким образом они привлекают клиентов, выявить их сильные и слабые стороны, результатом чего будет усиление вашего собственного бизнеса. Важно, чтобы ваш продукт перестал быть одним из тысячи ему подобных. Основная валюта любого бизнеса – знания о клиентах, это бизнес-приоритет номер один. Поэтому сейчас очень популярны компании, которые собирают данные, к примеру, Big Data. Глубокая проработка целевой аудитории начинается с корректного сегментирования, т.е. разделения людей на группы. После этого необходимо проработать каждый из сегментов и создать портрет клиента («аватар»).

Правильно проработав целевую аудиторию, зная её боли и потребности, вы поймёте, где искать этих людей, как привлечь их внимание, как взаимодействовать с ними, мотивируя к покупкам. До 80% маркетинг-ревизий бизнесов демонстрирует явное пренебрежение целевой аудиторией, между тем собственники этих бизнесов свято верят, что этот этап у них проработан.

Ориентиром для нас в деле повышения эффективности своей фирмы должен стать пример полковника в отставке, Героя России, награждённого за подвиги в Афганистане, директора и владельца Александровской птицефабрики во Владимирской области – Владимира Павловича Ковтуна. Его фабрика считается одной из лучших в России. На рынке отлично знают бренд «Деревня Недюревка». Люди специально едут в Александров за яйцами. Даже из Москвы. За сто с лишним километров. Начинал же своё дело Владимир Павлович в крайне неблагоприятной обстановке. Он полтора года пролежал в госпиталях, и в 2000-м году уволился из армии, так как и его догнали болячки, следствия восьми ранений, полученных в Афгане. Знакомые ребята рассказали ему, что под Александровом была птицефабрика: обанкрочена, разграблена, вместо зданий руины. Ковтун взялся за её восстановление. Обошёл не менее сотни банков, чтобы взять кредит. В одних на него смотрели как на дурака, в других – как на мошенника. Долго не верили и ничего не давали. Сейчас фабрика производит 50 млн яиц высшего качества в год. Количество для Ковтуна – не принципиально, а качество – принципиально. Корреспондент спрашивает Владимира Павловича, где ему было труднее – на войне или в мирной жизни? Тот отвечает:

Мне везде нормально. Надо ставить правильную цель, видеть, куда и зачем идёшь. Меньше говорить, больше трудиться, чтобы жизнь становилась лучше. Я несу ответственность за свою птицефабрику, за каждого из её работников. Занимаюсь делом. Как учили и как умею. Без надрыва, авралов и штурмовщины. Аккуратно и методично. День за днём…

В общем, нужно вести себя в современных условиях, как заповедовали нам наши предки: «Ищите и обрящете, стучите, и отворят вам»!

Андрей Смирнов,
кандидат философских наук, член-корреспондент
Академии геополитических проблем

Ставьте “5”, если вам понравился материал! Благодарим за регистрацию в нашем блоге! Пишите нам, оставляйте комментарии!

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Войти с помощью: