Недавно разбирая кладовку, я нашёл несколько журналов Burda moden, которые когда-то с большим трудом доставала моя жена. Бессменным руководителем фирмы, многие годы выпускающей эти журналы была Энне Бурда, которую ещё при жизни называли «самой успешной женщиной Германии». Начав в 1949 году с небольшого провинциального журнала мод, она закончила карьеру хозяйкой всемирно-известного медиа-концерна.

Анна Магдалена Леммингер родилась в 1909 году на рабочей окраине провинциального городка Оффенбурга. Отец девочки – паровозный машинист, добродушный и живой, погибнет в 1945 году, когда английский лётчик врежет очередью по локомотиву, который он вёл. Позже дочь выкупит в местном депо старый паровоз и поставит в городе на постамент – памятником отцу и его друзьям. Мать Анны вела дом и отличалась какой-то угнетающей правильностью и бережливостью. В день свадьбы она поинтересовалась у дочери сметой застолья и заметила: «Тебе понадобилось пятьдесят яиц? Я в жизни столько не съела!»

«Энне» – этот тот вариант имени, который фрау Бурда выбрала в память о своей первой любви: любимый ласково звал её «Энне», «Энхен», что-то вроде нашего «Анюта», «Нюша». Но потом он уехал на заработки, и она вышла замуж за другого мужчину. Это был Франц Бурда. Он считался городской элитой, его отец владел типографией, после его смерти Франц взял дело в свои руки. Франц был обаятелен, знал музыку, живопись, литературу, при этом мог заменить в типографии любого рабочего. Они поженились в 1931 году.

В годы нацизма её муж вступил в НСДАП и «поднялся» – особенно когда на паях с компаньоном довольно дёшево купил отличную типографию Бертолда Рейса, еврея, у которого нацисты отнимали предприятие. Он взял Рейса к себе на работу и держал в фирме сколько мог. После войны Рейс согласился на то, чтобы его бывшая типография осталась за Францем: как вышло, так вышло, а герр Бурда вёл себя порядочно. Франц не попал на фронт, он печатал карты для армии Роммеля. Фрау Бурда не вступила в Союз немецких женщин и не пустила сына в гитлерюгенд. Она родила Францу трёх сыновей, вела богатый дом и следила за собой. Поэтому для неё стало пощёчиной известие о том, что у Франца есть другая женщина. Более того: у этой другой от него девочка. Женщина была его секретаршей. Франц заявил, что не выгонит эту женщину и любит внебрачную дочку не меньше законных детей. Анна была очень добропорядочной дамой. Был момент – она порвала с лучшей подругой, когда та завела роман с женатым мужчиной. Но сейчас, сцепив зубы, смирилась, ведь семья самое главное. Они договорились, что Франц поселит эту женщину (Эльфриду Бройер) в соседнем городке и будет ей материально помогать, а Анна с мужем продолжат жить, словно ничего не произошло.

После краха рейха Оффенбург оказался во французской зоне оккупации. Типография Франца стала выполнять заказы новых властей. У Франца появился новый приятель – Робер Поте, симпатичный пресс-офицер штаба. Франц однажды приглашает его к себе в гости и тот по уши влюбляется в Анну. В конце концов, она уступила его напору. Теперь уже Францу оставалось сцепить зубы. До войны Робер издавал в Париже журнал мод. Однажды он сказал Анне, что у него есть связи в мире моды, а у её мужа есть типография. Если взяться за выпуск журнала мод, то успех будет обеспечен. «Отличная идея!» – ахнула Анна и поделилась ею с мужем. Через некоторое время она узнала, что муж затеял-таки выпускать такой журнал. И редакторшей сделал ту самую Эльфриду Бройер! Увы, Эльфрида дело провалила.

И вот здесь Анна почувствовала себя оскорблённой вдвойне. Первый раз была физическая измена мужа – ладно, случается. Но сейчас он берёт блестящую идею, которая могла бы стать её, Анны, жизненным шансом и отдаёт – кому? – той самой стерве-сопернице! Ну, уж нет!

В декабре 1948 года в нотариальной конторе Оффенбурга был подписан странный контракт. Супруги Бурда продолжали жить вместе и жили до конца жизни в ладу и согласии, но имущество при этом чётко поделили, вплоть до последней чашки. Среди прочего Анне Бурда отошло издательство, выпускающее журнал мод. Сорокалетняя домохозяйка вспомнила, как звал её в юности совсем другой мужчина, и сделала это прозвище фирменным знаком. История Анны оставалась позади. Начиналась история Энне Бурда – и это имя ещё узнает мир.

Долгие годы она вела дела железной рукой. В 1987 году журнал Burda moden начал выходить и в Москве. Энне Бурда скончалась 3 ноября 2005 года в возрасте 96 лет, но её дело осталось и процветает. Империя «Burda moden» сегодня – это 250 журналов с совокупной аудиторией в 33 миллиона человек, с распространением почти в 90 странах мира, на 16 языках; это теле-, радио- и интернет-проекты.

Андрей Смирнов,
кандидат философских наук, член-корреспондент
Академии геополитических проблем

Ставьте “5”, если вам понравился материал! Благодарим за регистрацию в нашем блоге! Пишите нам, оставляйте комментарии!

Служба 08 Живая справочная моего города 777-888. Я ТАК ЖИВУ!

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Войти с помощью: